Советы по выбору велосипедных сёдел

В этой статье я постараюсь ответить на следующие вопросы по выбору седла для велосипеда:

  • Почему важно правильно выбрать ширину седла?
  • Как правильно выбрать ширину седла?
  • Разные формы седел - на что обратить внимание?
  • Жесткость седла и материал набивки.
  • Отличия женских и мужских седел для велосипеда.

Если вы чувствуете дискомфорт при катании на велосипеде - мы рекомендуем сначала проверить, правильное ли у вас установлено седло на велосипеде, а уже потом проверять остальные компоненты.

СЕДЛО - ФУНДАМЕНТ ВЕЛОСИПЕДИСТА

Почему важно правильно выбрать ширину седла?

Когда мы сидим, вес верхней части тела принимают на себя кости таза, а именно седалищные бугры. Так задумано природой и это прекрасно работает. Только должно выполняться одно важное условие: оба седалищных бугра должны одновременно находиться на опоре и в одной плоскости.

Схематическое изображение костей таза на велосипедном седле, вид сзади

Представьте, что вы сели на стул только половиной таза, а вторая осталась в воздухе. Согласитесь, это не удобно.

Теперь представьте себя на велосипеде. Если на вашем велосипеде установлено слишком узкое седло, то один из седалищных бугров найдет точку опоры, а второй останется в воздухе, как и в примере со стулом.

Вы будите располагаться на седле на одном седалищном бугре, а остальной вес распределится на мягких тканях промежности. В процессе катания тело будет компенсировать давление на мягкие ткани - мышцами спины и корпуса. Но когда мышцы устанут Ваш организм попытается найти выход – он будет поворачивать таз таким образом, что вы расположитесь на седле как бы по диагонали. При этом оба бугра окажутся на опоре, но таз будет скручен по часовой или против часовой стрелке. Такое положение таза искривляет ваше тело в процессе катания. Это неправильно и неудобно.

С другой стороны слишком широкое седло не лучший выход. При длительном катании возможно образование натертостей в месте, где бедро переходит в ягодицу, его еще называют подъягодичной складкой. Широкое и громоздкое седло имеет достаточно большой вес, что не придает легкости при катании. А порой так хочется, чтобы велосипед легко катился! Как ни странно, но седло тоже на это влияет.

А тем, кто имеет спортивные амбиции и участвует в велосипедных соревнованиях - правильное седло ощутимо улучшит результат.

Как правильно выбрать ширину седла?

Главный параметр при выборе седла – это его ширина. Не менее важны его длинна, профиль, набивка и анатомический дизайн. Ширина будет неизменна для вас, а вот длинна, профиль и анатомические элементы – могут отличаться.

Ширина седла измеряется в миллиметрах. Существует несколько основных размеров: 130 мм, 143 мм, 155 мм, 168 мм.

Какое седло подойдет именно Вам – в первую очередь будет зависеть от расстояния между вашими седалищными буграми. Это индивидуальный параметр, данный от природы. Например, как размер ноги. При выборе обуви, вы руководствуетесь скорее всего наличием нужного вам размера и если его нет, то и выбор становится бессмысленным. Вот с седлом для велосипеда, на самом деле, тоже самое.

Информация о ширине седла, расположенная на торговой упаковке седла
Седалищные бугры выполняют опорную функцию – принимают на себя давление верхней части тела в сидячем положении.

Как померить ширину седалищных бугров для выбора седла?

Измерения мы проводим у нас в фит-студии специальным инструментом - RETUL DSD, в основе которого - высокоточный, электронный тензометр. Он определяет расстояние между двумя точками опоры – вашими седалищными буграми, а специальная программа выдает результат.

Инструмент для измерения ширины седалищных бугров RETUL DSD

Это занимает всего 5 минут. Результаты отправляются на e-mail, если это необходимо. Точность измерений стремится к 100%, так-как RETUL DSD передовой инструмент на сегодняшний день.

Измерение ширины седалищных бугров Схематическое изображение тазовых костей на велосипедном седле, вид сзади Рекомедация седла на основании ширины седалищных бугров

Выбираем форму седла

Форма седла будет зависеть от вашего велосипеда, точнее для какого стиля катания он у вас предназначен. Для простоты мы предлагаем разделить велосипеды на 4 основные группы: Комфортные, горные, шоссейные и "разделки".

Комфортные велосипеды

обычно это городские велосипеды, на которых удобно передвигаться в неспешном темпе. Комфорт на таких велосипедах обеспечивается геометрией рамы. Она сделана так, чтобы руль находился намного выше седла. При этом обеспечивается почти прямая спина, а угол в поясничном отделе 80-90 градусов. При этом вес верхней части тела почти полностью приходится на седло. Руки при этом расслаблено расположены на руле – веса туловища на них практически нет.

Схематическое изображение человека на велосипеде комфортного типа

Именно потому, что вес верхней части тела практически полностью приходится на седло, то для таких велосипедов подойдут максимально широкие (180 мм и более) и мягкие сиденья. По-простому, их еще называют «диванами».

А вот для остальных велосипедов такие седла не подходят, и вот почему: Геометрия большей части велосипедов сделана таким образом, что руль относительно седла находится чуть ниже, на равной с ним высоте или чуть выше седла. А расстояние между рулем и седлом варьируется в зависимости от назначения велосипеда от простых горных до спортивных моделей для шоссе и соревнований.

Горные велосипеды

В любительских моделях мтб велосипедов посадка будет достаточно комфортная, так как руль скорее всего будет находится выше седла и при этом не очень далеко от него. Следовательно угол в поясничном отделе относительно бедра будет примерно 50-60 градусов. Вес туловища будет в большей части оставаться на седле, а не на руках. В более продвинутых моделях для соревнований по кросс-кантри велосипед уже будет другой геометрии: Руль будет скорее всего на одном уровне с седлом или ниже. А расстояние от седла до руля увеличено. Такая посадка растягивает вас, а угол в поясничном отделе становится более острый. Это потенциально позволяет вам двигаться с большей скоростью и уверенно контролировать велосипед. Чем острее угол в пояснице, тем "ниже" вы находитесь и тем меньше сопротивление встречного потока воздуха, а это особенно важно в соревнованиях. При этом часть веса уже уходит на руки и поясницу, а таз немного подкручивается вперед, и вы уже начинаете опираться на седло именно седалищными буграми и подъягодичными складками, а не ягодицами. Становится важным выбирать седло по ширине.

Шоссейные велосипеды

Говоря о шоссейниках мы должны понимать, что это спортивные велосипеды, для тренировок и соревнований. Расслабленно кататься не получится. Не расслабитесь вы потому, что посадка на шоссейном велосипеде спортивная. А спортивная она становится из-за специфической геометрии шоссейных велосипедов. Руль будет расположен намного ниже седла для того, чтобы вы были наиболее аэродинамичны. Аэродинамика будет лучше, если ваше туловище будет практически параллельно земле. Подробнее о спортивной посадке можно прочитать в статье БАЙК ФИТ.

Разделка и триатлон

Говоря "разделка" имеют ввиду гонку на время с раздельным стартом. В ней участники стартуют через интервал времени, который разделяет спортстменов друг от друга, например каждые 2 минуты. Это создает условие, для того, чтобы спортсмен проходил дистанцию индивидуально и не имел возможности "посидеть на колесе" как это например происходит в групповой гонке. В триатлоне на велоэтапе можно использовать разделочные велосипеды, если это не запрещено регламентом соревнований. Поэтому в разделке и в триатлоне аэродинамике подчинено все: тело человеко полностью выбрито. Туфли, перчатки, костюм - все сделано из сверх дорогих аэродинамичных материалов. Шлем-капля выглядит очень своеобразно. А сам велосипед больше похож на что-то футуристическое из фильмов про космос. На таком велосипеде спортсмен уже не сидит, а болше "лежит". Подробнее о аэродинамике можно прочитать в нашей статье АЭРОДИНАМИКА В ШОССЕЙНОЙ ГОНКЕ

Схематическое изображение человека на горном велосипеде Схематическое изображение человека на шоссейном велосипеде Схематическое избражение человека на велосипеде для триатлона

Жесткость седла

Жесткое седло или мягкое - зависит от толщины наполнителя и его свойств, который находится под обивкой. Комфортные седла как правило мягкие, но при этом весят достаточно много, некоторые модели весят около 500 граммов. Вес в комфортных седлах, по сути, не учитывается. Во главе стоит комфорт.

Велосипедное седло Specialized BG COMFORT GEL Велосипедное седло Specialized S-Works power

Но чем "спортивнее" седло, тем оно жестче и легче. Каждый компонент, установленный на велосипеде, имеет свой вес, что в целом влияет на общий вес велосипеда. И если мы смотрим в сторону спортивного катания – вес имеет значение.

Некоторые производители располагают индекс жесткости седел прямо на упаковке.

Specialized маркирует свои седла индексом от 1 до 5. Где 1 – самый жесткий, 5 - самый мягкий.

Индекс жесткости велосипедных седел Specialized, указанные на торговой упаковке

Если вы катаетесь не часто, ваши поездки не продолжительны и самое главное у вас нет специальной велосипедной одежды, обязательным предметом которой являются велосипедные шорты с мягкой вставкой, то выбирайте комфортное седло жесткостью от 3 до 5. Такое например как Specialized BG Comfort Gel

Жесткие седла подходят для спортивного катания. На седле жесткостью от 1 до 3 будет комфортно кататься, если у вас есть велосипедные шорты с мякгой вставкой, которая будет гасить вибрации, и предотвращать натертости.

Отличия женских и мужских седел для велосипеда

Дизайн современных седел для велосипеда учитывает женскую и мужскую анатомию. У мужчин тазовые кости уже чем женские, так задумано природой.

Соответственно расстояние между седалищными буграми у мужчин чуть меньше, чем у женщин.

Следовательно и ширина седла, даже одной и той же модели у мужчин будет чуть уже, а у женщин чуть шире. Например, очень популярное седло Specialized POWER – для мужчин будет иметь ширину 143-155 мм, а для женщин скорее всего 155-168 мм.

Это не утверждение. Мы рекомендуем измерять ширину индивидуально.
Кроме ширины, в дизайне мужских седел мы будем видеть достаточно широкий продольный вырез в центре седла. Этот вырез учитывает мужскую анатомию. Кровоток в мягких тканях не затрудняется и человек не испытывает онемения в промежности.
В женских седлах мы будем видеть схожий дизайн, но полости уже закрыты очень мягкими вставками из специальной пены. Это позволяет более плотным тканям находится на опоре, сохраняя при этом кровоток в более мягких.
Подводя итоги, я бы хотел напомнить вам ключевые моменты говорящие в пользу выбора правильного седла для вашего велосипеда:
Изображение седла на котором показано правильное расположение точек давления седалищных бугров

Поддержка правильного положения на седле

Когда вы сидите в правильном положении, километры пролетают незаметно. Удобное положение на седле, правильной формы – гарантирует, что вы будете сидеть ровно. На ваших седалищных буграх, а не на артериях, нервах и мягких тканях.
Схематическое изображения велосипедного седла на котором показано правильное расположение тазовых костей. Вид сзади

Ширина для любого типа телосложения

Седло может быть разной ширины, чтобы обеспечить полный комфорт и поддержку. Какая ширина подойдет именно вам? У нас в XSport вы можете сделать измерения, и мы порекомендуем вам идеальную ширину седла.
Схематическое расположение тазовых костей на велосипедном седле. Вид сбоку

Анатомическая форма и специальные материалы

Специальная пена уменьшает давление и обеспечивает структурную и анатомическую поддержку мягких тканей. Мягкая пена в носике седла – устраняет давление. Более плотная пена с средней и задней части седла – обеспечивает поддержку костных тканей. Вырез по центру седла - обеспечивает анатомическую поддержку и предотвращает онемения мягких тканей.
Надеюсь, эта статья оказалась полезной для вас. В ней я использовал свой опыт в катании и опыт работы фит-техника. Максим Немчинов