Что такое TPI у покрышки?
Обычно, к нам в Хспорт за покрышками приходят люди с целью купить определенного размера и "зубастости". И для прогулочного катания такой информации, как правило, хватает. Но как только появляется больший интерес к велоспорту, тут уже вступают в ход понятия "вес", "накат", "компаунд" и др. И оказывается, что описание покрышек пестрит различной информацией и цифрами!
А что за цифры написаны на боковине покрышки?
Помимо очевидных названия и размера, всегда указывается диапазон давления, причем иногда в двух или трех системах измерения. Это PSI - "pound-force per square inch" (Фунт-сила на квадратный дюйм), Bar и КPa (Килопаскаль). Если все это совместить - получится приблизительно так - 1 бар ≈ 1 атм ≈ 1 кгс/см² ≈ 14,5 psi. Дальше в описании можно увидеть цифры с аббревиатурой TPI.
Что такое TPI?
Вот здесь уже разберемся подробнее. TPI расшифровывается как Threads per Inch - число нитей на квадратный дюйм. Бывает еще EPI – Ends per Inch - число концов нитей на квадратный дюйм. Но для нас это одно и то же. Посмотрим на всю конструкцию в целом:
Из чего состоит покрышка:
Борт (бортировочный трос): проволочная или кевларовая часть, которая прижимается к ободу, удерживая покрышку.
Каркас: это основа — то, о чем эта статья. Каркас может быть толстым или тонким, с низким или высоким TPI (мы перейдем к этому), имеющим 1,2 или даже 3 слоя.
Протектор: в зависимости от назначения, рисунок протектора может значительно различаться, но его форма, как правило, не зависит от каркаса.
Защита от проколов: различные вставки, используемые в конструкции шины для защиты от разрывов или проколов. Повышенная защита от проколов увеличивает вес.
Боковина: прорезиненная внешняя часть покрышки, которая придает ей форму. Здесь тоже бывает дополнительная защита - от "пробоев".
Основа покрышки
Каркас покрышки состоит из тканого материала, который является ее основой. Бывает от одного до трех слоев.
Материал состоит из нитей нейлона (полиамида), хлопка, арамида или их сочетаний различной толщины и количества. Обычно, для нейлона - 60-120 нитей на дюйм (TPI), покрытых резиной, для хлопка - вплоть до 320 и выше.
Низкий индекс TPI означает более толстые и прочные нити, следовательно их меньше на квадратный дюйм. Более высокий TPI означает более тонкие нити, которые делают покрышку более легкой, быстрой и гибкой, с более тонкими боковинами.
Для горных велосипедов, как правило, используется однослойный или двухслойный материал каркаса с плотностью 60 TPI, что обеспечивает прочность и износостойкость. В более "профессиональных" покрышках может использоваться только один слой материала с плотностью 120 TPI для снижения веса и повышения гибкости, что помогает снизить сопротивление качению на неровной поверхности.
У гоночных шоссейных покрышек этот показатель может доходить до 320, как, например, у Challenge Criterium SC, или у покрышки на основе хлопка - Specialized Turbo Cotton. Всегда обращайте внимание - некоторые производители "складывают" показатели всех слоев. Например, 360 TPI вполне может быть 120+120+120. Это, как правило, указывается в описании.